Написанная в Вене в 1788 году,
симфония соль минор (№ 40) — одно из самых вдохновенных произведений
великого композитора.
Первая часть симфонии — сонатное allegro в очень быстром темпе. Оно
начинается темой главной партии, которая сразу пленяет как
доверительное, задушевное лирическое признание. Ее поют скрипки под
мягко колышущийся аккомпанемент остальных струнных инструментов. В ее
мелодии узнается тот же взволнованный ритм, что и в начале первой арии
Керубино из оперы «Свадьба Фигаро». Но теперь это более «взрослая»,
серьезная и мужественная лирика. Мужественность характера
усиливается в связующей партии, в которую перерастает главная партия.
Происходит модуляция в параллельный соль минору си-бемоль мажор —
тональность побочной партии. Тема ее более светлая, более грациозная и
женственная по сравнению с главной темой. Ее расцвечивают хроматические
интонации, а также чередование тембров струнных и деревянных духовых
инструментов:
Новый прилив энергии происходит в заключительной партии. Здесь ведущая
роль принадлежит многократному и настойчивому развитию первого —
трехзвучного — мотива темы главной партии.
С началом довольно пространной разработки словно тревожно сгущаются
тучи. От светлого си-бемоль мажора делается резкий поворот в сумрачную
далекую тональность фа-диез минор. В разработке драматично развивается
тема главной партии. Она проходит через целый ряд тональностей, дробится
на отдельные фразы и мотивы, и они нередко имитируются в разных голосах
оркестра. Очень напряженно пульсирует первый мотив этой темы. Но
наконец его пульсация ослабевает, сдерживает свою трепетность, и
наступает реприза.
Однако влияние высокого драматического накала, достигну-того в
разработке, сказывается и в этом разделе первой части. Здесь значительно
увеличивается протяженность связующей пар-тии, она приводит к изложению
побочной и заключительной партий уже не в мажоре, а в основной
тональности соль минор, что делает их звучание более драматичным.
Вторая часть симфонии — Andante ми-бемоль мажор. Она
контрастирует лирико-драматической первой части своей мягкой и нежной
умиротворенностью. Форма Andante тоже сонатная (с Небольшой
разработкой). Но в ней нет контрастов, все подчиняйся общему светлому
настроению, которое с самого начала оп-ределяется в главной партии,
звучащей у струнных инструментов:
В седьмом такте здесь появляется легко «порхающая» фигурка из двух
тридцатьвторых нот. В дальнейшем она то проникает в мелодические линии
всех тем, то словно обвивает их, возникая в разных регистрах у разных
инструментов. Это как бы отзвуки голосов мирной природы. Лишь временами
немного обеспокоенные, они слышатся то близко, то в отдалении.
Согласно сложившейся традиции, третья часть симфонии — Менуэт. Но в нем
явно традиционна только средняя часть — Трио. Своим плавным
движением, напевностью голосов и тональностью соль мажор Трио оттеняет
соль-минорные основные, крайние разделы этого Менуэта, в целом
необычного по лирико-драматической напряженности. Представляется, что
после тихого созерцания природы, воплощенного в Andante теперь пришлось
вернуться в мир душевных тревог и волнений, господствовавший в первой
части симфонии. Этому соответствует возвращение основной тональности
симфонии — соль минора. Соль минор является основной тональностью
и четвертой части симфонии — финала, идущего в очень быстром темпе.
Финал написан в сонатной форме.
Ведущей в этой части симфонии является тема главной партии. Вместе с
темой главной партии первой части она относится к ярчайшим моцартовским
инструментальным темам. Но если тема в первой части звучит нежным и
трепетным лирическим признанием, то тема финала — страстный
лирико-драматический призыв, полный смелости и решим
Этот пламенный призыв создается стремительными взлетами мелодии по
звукам аккордов, на его порыв словно отвечают кружащиеся вокруг одного
звука энергичные мелодические фигурки.
Как и в первой части симфонии, грациозная тема побочной партии финала
звучит в экспозиции особенно светло, когда она проводится в си-бемоль
мажоре:
В основу заключительной партии положен второй элемент темы главной
партии.
В разработке финала особенно интенсивно развивается первый,
призывный элемент темы главной партии. Высокая драматическая
напряженность достигается концентрацией гармонических и полифонических
приемов развития — проведением по многим тональностям и имитационными
перекличками.
В репризе проведение побочной партии в основной тональности соль минор
слегка затенено грустью. А второй элемент темы главной партии
(утвердительные, энергичные фигурки), как и в экспозиции, звучит в
основе заключительной партии в репризе.
В результате финал в этом гениальном мацартовском творении образует
яркую лирико-драматическую вершину всего сонатно-симфонического цикла,
небывалого по целеустремлённости сквозного образного развития. Источник: В.Н.Брянцева Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения. - М.: Музыка, 2004.
Хотите быть самым модным и стильным? Тогда обязательно приобретите для себя часы наручные в интернет-магазине. Самые лучшие аксессуары для вашего дома и семьи. Пусть покупки радуют вас каждый день!