Папенька поставил на стол табакерку. «Поди-ка сюда, Миша, посмотри-ка», — сказал он. Миша
был послушный мальчик; тотчас оставил игрушки и подошёл к папеньке. Да
уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! Пёстренькая, из
черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий,
четвёртый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а
деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями
встаёт солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу. — Что это за городок? — спросил Миша. — Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку… И
что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка,
Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к
часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в
другом месте; смотрел и под стол… Наконец Миша уверился, что музыка
точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев
солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё
светлее и светлее; окошки горят ярким огнём, и от башенок будто сияние.
Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и
наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни
закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась
звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в
городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок
потянулись синеватые лучи. — Папенька! папенька! нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось! — Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту. — Ничего, папенька, я такой маленький; только пустите меня туда; мне так бы хотелось узнать, что там делается… — Право, мой друг, там и без тебя тесно. — Да кто же там живёт? — Кто там живёт? Там живут колокольчики. С
этими словами папенька поднял крышку на табакерке, и что же увидел
Миша? И колокольчики, и молоточки и валик, и колёса… Миша удивился: — Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? — спрашивал Миша у папеньки. А папенька отвечал: — Не
скажу тебе, Миша; сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо
отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается. Папенька
вышел, а Миша остался над табакеркой. Вот он сидел-сидел над нею,
смотрел-смотрел, думал-думал, отчего звенят колокольчики? Между
тем музыка играет да играет; вот всё тише да тише, как будто что-то
цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от
другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из
дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке,
останавливается на пороге и манит к себе Мишу. «Да
отчего же, — подумал Миша, — папенька сказал, что в этом городке и без
меня тесно? Нет, видно, в нём живут добрые люди, видите, зовут меня в
гости». — Извольте, с величайшею радостью! С
этими словами Миша побежал к дверце и с удивлением заметил, что дверца
ему пришлась точь-в-точь по росту. Как хорошо воспитанный мальчик, он
почёл долгом прежде всего обратиться к своему провожатому. — Позвольте узнать, — сказал Миша, — с кем я имею честь говорить? — Динь-динь-динь, —
отвечал незнакомец, — я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы
слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому
решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь,
динь-динь-динь. Миша
учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли.
Тут Миша заметил, что над ними был свод, сделанный из пёстрой тиснёной
бумажки с золотыми краями. Перед ними был другой свод, только поменьше;
потом третий, ещё меньше; четвёртый, ещё меньше, и так все другие своды —
чем дальше, тем меньше, так что в последний, казалось, едва могла
пройти головка его провожатого. — Я
вам очень благодарен за ваше приглашение, — сказал ему Миша, — но не
знаю, можно ли будет мне им воспользоваться. Правда, здесь я свободно
прохожу, но там, дальше, посмотрите, какие у вас низенькие своды, — там
я, позвольте сказать откровенно, там я и ползком не пройду. Я удивляюсь,
как и вы под ними проходите. — Динь-динь-динь! — отвечал мальчик. — Пройдём, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша
послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды
подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли
до последнего свода, тогда мальчик-колокольчик попросил Мишу оглянуться
назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под
который он подошёл, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто,
пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлён. — Отчего это? — спросил он своего проводника. — Динь-динь-динь! —
отвечал проводник, смеясь. — Издали всегда так кажется. Видно, вы ни на
что вдаль со вниманием не смотрели; вдали всё кажется маленьким, а
подойдёшь — большое. — Да,
это правда, — отвечал Миша, — я до сих пор не думал об этом, и оттого
вот что со мною случилось: третьего дня я хотел нарисовать, как маменька
возле меня играет на фортепьяно, а папенька на другом конце комнаты
читает книжку. Только этого мне никак не удалось сделать: тружусь,
тружусь, рисую как можно вернее, а всё на бумаге у меня выйдет, что
папенька возле маменьки сидит и кресло его возле фортепьяно стоит, а
между тем я очень хорошо вижу, что фортепьяно стоит возле меня, у
окошка, а папенька сидит на другом конце, у камина. Маменька мне
говорила, что папеньку надобно нарисовать маленьким, но я думал, что
маменька шутит, потому что папенька гораздо больше её ростом; но теперь
вижу, что она правду говорила: папеньку надобно было нарисовать
маленьким, потому что он сидел вдалеке. Очень вам благодарен за
объяснение, очень благодарен. Мальчик-колокольчик
смеялся изо всех сил: «Динь-динь-динь, как смешно! Не уметь рисовать
папеньку с маменькой! Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» Мише показалось досадно, что мальчик-колокольчик над ним так немилосердно насмехается, и он очень вежливо сказал ему: — Позвольте мне спросить у вас: зачем вы к каждому слову всё говорите «динь-динь-динь»? — Уж у нас поговорка такая, — отвечал мальчик-колокольчик. — Поговорка? — заметил Миша. — А вот папенька говорит, что очень нехорошо привыкать к поговоркам. Мальчик-колокольчик закусил губы и не сказал больше ни слова. Вот
перед ними ещё дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за
улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое,
черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба
сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные,
полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою
сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и
много их, много и все мал мала меньше. — Нет, теперь уж меня не обманут, — сказал Миша. — Это так только мне кажется издали, а колокольчики-то все одинаковые. — Ан
вот и неправда, — отвечал провожатый, — колокольчики не одинаковые.
Если бы все были одинаковые, то и звенели бы мы все в один голос, один
как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что, кто
из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь?
Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперёд не смейся над теми, у которых
поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно
от него кое-чему научиться.
Миша, в свою очередь, закусил язычок. Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. — Весело
вы живёте, — сказал им Миша, — век бы с вами остался. Целый день вы
ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да ещё и музыка целый
день. — Динь-динь-динь! —
закричали колокольчики. — Уж нашёл у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам
житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не
побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет
дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки;
нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень,
очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и
золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, насмотрелись на них
вдоволь, и всё это очень нам надоело; из городка мы — ни шагу, а ты
можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в
табакерке, и даже в табакерке с музыкой. — Да, —
отвечал Миша, — вы говорите правду. Это и со мной случается: когда
после ученья примешься за игрушки, то так весело; а когда в праздник
целый день всё играешь да играешь, то к вечеру и сделается скучно; и за
ту и за другую игрушку примешься — всё не мило. Я долго не понимал;
отчего это, а теперь понимаю. — Да, сверх того, на нас есть другая беда, Миша: у нас есть дядьки. — Какие же дядьки? — спросил Миша. — Дядьки-молоточки, —
отвечали колокольчики, — уж какие злые! То и дело что ходят по городу
да нас постукивают. Которые побольше, тем ещё реже «тук-тук» бывает, а
уж маленьким куда больно достаётся. В
самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на
тоненьких ножках, с предлинными носами и шептали между собою:
«Тук-тук-тук! Тук-тук-тук, поднимай! Задевай! Тук-тук-тук!». И в самом
деле, дядьки-молоточки беспрестанно то по тому, то по другому
колокольчику тук да тук. Мише даже их жалко стало. Он подошёл к этим
господам, очень вежливо поклонился им и с добродушием спросил, зачем они
без всякого сожаления колотят бедных мальчиков. А молоточки ему в
ответ: — Прочь
ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и стучать
нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! — Какой это у вас надзиратель? — спросил Миша у колокольчиков. — А это господин Валик, — зазвенели они, — предобрый человек, день и ночь с дивана не сходит; на него мы не можем пожаловаться. Миша
— к надзирателю. Смотрит: он в самом деле лежит на диване, в халате и с
боку на бок переворачивается, только всё лицом кверху. А по халату-то у
него шпильки, крючочки видимо-невидимо; только что попадётся ему
молоток, он его крючком сперва зацепит, потом спустит, а молоточек-то и
стукнет по колокольчику. Только что Миша к нему подошёл, как надзиратель закричал: — Шуры-муры! Кто здесь ходит? Кто здесь бродит? Шуры-муры! Кто прочь не идёт? Кто мне спать не даёт? Шуры-муры! Шуры-муры! — Это я, — храбро отвечал Миша, — я — Миша… — А что тебе надобно? — спросил надзиратель. — Да
мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие
добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно
постукивают… — А
мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки
стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване
лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры… — Ну,
многому же я научился в этом городке! — сказал про себя Миша. — Вот ещё
иногда мне бывает досадно, зачем надзиратель с меня глаз не спускает… Между
тем Миша пошёл далее — и остановился. Смотрит, золотой шатёр с
жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная
мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то
свернётся, то развернётся и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: — Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? — Зиц-зиц-зиц, —
отвечала царевна. — Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё
смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не
вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся,
молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не
звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц. Мише захотелось узнать, правду ли говорит царевна. Он наклонился и прижал её пальчиком — и что же? В
одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся,
молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг
пружинка лопнула. Всё умолкло, валик остановился, молоточки попадали,
колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались…
Тогда Миша вспомнил, что папенька не приказывал ему трогать пружинку,
испугался и… проснулся. — Что во сне видел, Миша? — спросил папенька. Миша
долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же
перед ним табакерка; возле него сидят папенька и маменька и смеются. — Где же мальчик-колокольчик? Где дядька-молоточек? Где царевна Пружинка? — спрашивал Миша. — Так это был сон? — Да, Миша, тебя музыка убаюкала, и ты здесь порядочно вздремнул. Расскажи же нам по крайней мере, что тебе приснилось! — Да
видите, папенька, — сказал Миша, протирая глазки, — мне всё хотелось
узнать, отчего музыка в табакерке играет; вот я принялся на неё прилежно
смотреть и разбирать, что в ней движется и отчего движется; думал,
думал и стал уже добираться, как вдруг, смотрю, дверка в табакерку
растворилась… — Тут Миша рассказал весь свой сон по порядку. — Ну,
теперь вижу, — сказал папенька, — что ты в самом деле почти понял,
отчего музыка в табакерке играет; но ты это ещё лучше поймёшь, когда
будешь учиться механике.
|