Название: Рахманинов Автор: Федор Софронов Издательство: Москва: Издательский дом «Комсомольская правда» Год: 2009 Страниц: 48 Формат: djvu / pdf / pdf (OCR) + аудиоприложение в mp3 (320 kbps) Размер: 7,1 / 41,8 / 14,9 MB (книга), 144 MB (аудиоприложение)
Аннотация
Рахманинов был создан из стали и золота. Сталь в его руках, золото - в сердце (И. Гофман)
31-й том коллекции посвящён великому композитору, гениальному пианисту и дирижёру Сергею Васильевичу Рахманинову (1873-1943). Как сказал сам Рахманинов: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».
Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни
отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Присущее
Рахманинову остро-лирическое ощущение эпохи неизменно связывалось у
него с образом горячо любимой Родины, с беспредельностью её широких
далей, мощью и нежностью её природы.
Дарование Рахманинова
проявилось рано и ярко. Ко времени окончания консерватории он был уже
автором нескольких сочинений, среди которых - знаменитая Прелюдия
до-диез минор, Первый фортепианный концерт, опера «Алеко».
Последовавшие за ними Пьесы-фантазии, Сюита для двух фортепиано,
«Музыкальные моменты», романсы - подтвердили мнение о Рахманинове как о
таланте сильном, глубоком, самобытном. Решительный и властный в
исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком
ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Сильное потрясение,
вызванное провалом его Первой симфонии в 1897 году привело к
творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато
активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста,
состоялся дирижёрский дебют. Только в начале 1900-х годов у Рахманинова
произошло возвращение к творчеству. Новый век начался с блистательного
Второго фортепианного концерта. Современники услышали в нём голос
Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих
перемен. В жизни Рахманинова наступает новый этап. Всеобщее признание в
России и за рубежом получает пианистическая и дирижёрская деятельность
Рахманинова, в 1909 году он сочиняет свой гениальный Третий
фортепианный концерт. В конце 1917 года Рахманинов с семьёй покинул
Россию, как оказалось, навсегда. Более четверти века прожил он в США, и
этот период был в основном насыщен изнурительной концертной
деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса.
Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об
утрате творческого вдохновения: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя».
Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к
творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт, Третью симфонию,
«Симфонические танцы». Эти произведения - последний, самый высокий
рахманиновский взлёт. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая
тоска по России рождает искусство огромной трагической силы,
достигающей своего апогея в «Симфонических танцах». Так через все
творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов,
высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине,
олицетворением которой стало его искусство.
Состав аудиоприложения:
01 - Прелюдия до-диез минор, соч. 3 № 2 (Татьяна Николаева (фортепиано))
02 - Прелюдия соль минор, соч. 23 № 5 (Станислав Нейгауз (фортепиано))
03 - Музыкальный момент № 3 си минор, соч. 16 № 3 (Лазарь Берман (фортепиано))
04 - Музыкальный момент № 4 ми минор, соч. 16 № 4 (Лазарь Берман (фортепиано))
05 - «Не пой, красавица, при мне», романс (слова А. Пушкина) (Ирина Архипова (меццо-сопрано), Джон Вустман (фортепиано))
06 - «Сирень», романс (слова Е. Бекетовой) Сергей Лемешев (тенор), Наум Вальтер (фортепиано)
07 - Вокализ (Государственный симфонический оркестр СССР, дирижёр - Евгений Светланов)
Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30 ( Питер Донохоу (фортепиано), Большой симфонический оркестр ВР и ЦТ, дирижёр - Владимир Федосеев))
08 - I. Allegro ma поп tanto 09 - II. Intermezzo. Adagio 10 - III. Finale. Alia breve
Общее время звучания - 73:23.
|