Название: Великие композиторы. Выпуск 13. Бах
Издательство: Москва: Издательский дом «Комсомольская правда» Год: 2008 Страниц: 48 Формат: djvu/pdf (OCR) + аудиоприложение в mp3 (320 kbps) Размер: 7,5/14,4 MB (книга), 137 MB (аудиоприложение) Язык: русский
Аннотация
Не ручей! - Море должно быть ему имя (Людвиг ван Бетховен об Иоганне Себастьяне Бахе) Тринадцатый том коллекции «Великие композиторы» посвящён великому немецкому композитору и органисту, представителю эпохи барокко Иоганну Себастьяну Баху
(1685-1750). Судьба его творческого наследия оказалась сложной. Хотя
при жизни Бах пользовался известностью, после смерти композитора его
имя и музыка стали предаваться забвению. Подлинный интерес к творчеству
Баха возник лишь почти сто лет спустя после его смерти, когда в 1829
году под управлением Мендельсона было публично исполнены баховские
«Страсти по Матфею». С тех пор музыканты всего мира играют музыку Баха,
поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству.
В
течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город,
меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же -
неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение.
Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, Бах, жертвуя многим,
никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями.
Прекрасно изучив музыку композиторов других стран, он не стал им слепо
подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и
отшлифовывать своё композиторское мастерство, создавая произведения,
поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.
Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую.
Его наследие охватывает практически все музыкальные жанры (кроме
оперы). Однако талант Себастьяна Баха не ограничивался композиторским
творчеством. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на
органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил
признания, то в импровизациях за органом его мастерство было
непревзойдённым.
В творчестве Баха можно выделить 3 основные
периода. Будучи придворным музыкантом и городским органистом в Веймаре,
композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них выделяется
известнейшая Токката и фуга ре минор, представленная
аудиоприложении. Работая в Кётене, Бах писал, главным образом,
клавирную и оркестровую музыку. Среди клавирных сочинений важнейшее
место занимает «Хорошо темперированный клавир» - первый в истории
музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже
XVII-XVIII веков темперированного строя. В этот же период написаны и
знаменитые Бранденбургские концерты, с фрагментами которых
можно познакомиться в аудиоприложении. Из Кётена Бах переехал в
Лейпциг, где были созданы его лучшие вокально-инструментальные
композиции: большая часть кантат (всего Бахом написано около 250
кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Месса си минор. Эти
произведения представляют собою третью, самую высокую вершину
творчества композитора.
Состав аудиоприложения:
01 - Токката и фуга ре минор, BWV. 565 (Леонид Ройзман (орган), Евгений Непало (гобой), Андрей Абраменков (скрипка))
02 - Концерт для гобоя, скрипки и оркестра ре минор, BWV. 1060. I. Allegro (Московский камерный оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай)
03 - Сюита № 2 си минор для флейты с оркестром, BWV. 1067. Менуэт (Всесоюзный оркестр радио, дирижёр - Александр Гаук)
04 - Бранденбургский концерт № 2 фа мажор, BWV. 1047. I. Allegro assai (Камерный оркестр Московской государственной филармонии, дирижёр - Игорь Ойстрах)
05 - Ария из «Рождественской оратории» №4, BWV. 1052 (Валентина Левко (контральто), Камерный оркестр солистов оркестра МГФ)
06 - Концерт для клавира с оркестром ре минор, BWV. 1048. I. Allegro (Андрей Гаврилов (фортепиано), камерный оркестр, дирижёр - Ю. Николаевский)
07 - Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV. 1048. Allegro. Adagio (Московский камерный оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай)
08 - Бранденбургский концерт № 3 соль мажор, BWV. 1048. Allegro (Московский камерный оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай)
09 - Ария из «Охотничьей кантаты» № 9, BWV. 208 (Гаэлин
Габора (сопрано), Владимир Спиваков (скрипка), Анатолий Шейнюк
(скрипка), Феликс Готлиб (клавесин), Юрий Туровский (виолончель))
10 - Кантата № 47 «Wer sich selbst erhohet, der soll erniedriget werden», BWV. 47. I. Хоровая фуга (Хор имени А. Юрлова, Московский камерный оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай)
11 - Бранденбургский концерт № 4 соль мажор, BWV. 1049. I. Allegro (Камерный оркестр Московской государственной филармонии, дирижёр - Игорь Ойстрах)
Общее время звучания - 66:20.
|