Название: Великие композиторы. Выпуск 26. Сен-Санс Издательство: Москва: Издательский дом «Комсомольская правда» Год: 2009 Страниц: 48 Формат: djvu / pdf / pdf, OCR + аудиоприложение в mp3 (320 kbps) Размер: 6,6 / 38,4 / 12,2 MB (книга), 133 MB (аудиоприложение)
Аннотация
Сен-Санс принадлежит в своём отечестве к небольшому кружку представителей идеи прогресса в музыке (Петр Чайковский)
26-й том коллекции посвящён Шарлю-Камилю Сен-Сансу
(1835-1921), который вошёл в историю прежде всего как композитор,
пианист, педагог и дирижёр. Однако подобными гранями далеко не
исчерпывается талант этой поистине универсально одаренной личности.
Сен-Санс был также автором книг по философии, литературе, живописи,
театру, сочинял стихи и пьесы, писал критические эссе, хорошо рисовал и
даже был избран членом Французского астрономического общества.
Яркое
музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем детстве,
что составило ему славу «второго Моцарта». С трех лет будущий
композитор уже обучался игре на фортепиано, в 5 - начал сочинять
музыку, а с десяти выступал как концертирующий пианист. К моменту
окончания консерватории Сен-Санс был уже зрелым музыкантом, автором
многих сочинений. Его искусство органной импровизации очень быстро
снискало всеобщее признание в Европе. На протяжении всего творческого
пути композитор особенно плодотворно работал в области инструментальных
жанров, отводя первое место виртуозным концертным произведениям.
Широкую известность приобрели такие сочинения Сен-Санса, как
представленные в аудиоприложении Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром и Симфония № 3 до минор (с органом).
Эти и другие произведения (программные симфонические поэмы, 5
фортепианных концертов, 12 опер) выдвинули Сен-Санса в ряд крупнейших
французских композиторов. Искусству Сен-Санса свойственны образы
светлой лирики, созерцательности, но, кроме того, и благородная
патетика, и настроения радости. Интеллектуальное, логическое начало
нередко в его музыке преобладает над эмоциональным. Пожалуй, никто из
французских композиторов не мыслил столь ясно и с искренней простотой,
выражающейся в строгости форм, лаконичности мелодий и отточенности
пронизывающего его музыку «живого ритма». Как заметил Жан Шантавуан: «…Если
французская музыка - эхо французского духа - имела более глубоких и
более оригинальных мыслителей, чем Сен-Санс, то она никогда не имела
композиторов с большей чистотой письма». Своими лучшими произведениями Сен-Санс вписал одну из ярких страниц в историю мировой музыкальной культуры.
Состав аудиоприложения:
01 - «Лебедь» из фантазии «Карнавал животных» (Святослав Кнушевицкий (виолончель), Алексей Зыбцев (фортепиано))
02 - Интродукция и Рондо каприччиозо для скрипки с оркестром ля минор, соч. 28 (Роза Файн (скрипка), Симфонический оркестр Московской Государственной филармонии, дирижёр - Кирилл Кондрашин)
03 - Концерт для виолончели с оркестром ля минор, соч. 33 (Федор Пузанов (виолончель), Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр - Александр Лазарев)
Симфония №3 до минор (с органом), соч. 78 (Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижёр - Евгений Светланов)
04 - I часть. Adagio-Allegro moderato 05 - Росо adagio 06 - II часть. Allegro moderato 07 - Maestoso