Название: Итальянское Барокко Издательство: Москва: Издательский дом «Комсомольская правда» Год: 2009 Страниц: 48 Формат: pdf + mp3 (аудиоприложение) Качество звука: 320 кбит/сек; 44 кГц; стерео Время звучания: 70:50
Аннотация:
…Наряду с пленительно любовной ласковостью и лирической опьянённостью звучат страницы,
пронизанные здоровым, сильным чувством жизни и соками земли, и рядом с ними блестят эпизоды,
в которых задор, лукавство, юмор и неудержимая беспечная весёлость царят легко и свободно, как в дни карнавалов.
(Б. Асафьев)
Пожалуй, 30-й том является самым необычным в коллекции. Имена
представленных в нём композиторов наверняка знакомы большинству
любителей классической музыки, но вряд ли это же можно сказать и про их
творчество. Тем интереснее будет познакомиться с целой плеядой
замечательных композиторов, представляющих в истории музыкального
искусства пышную и яркую эпоху итальянского барокко.
Италия - страна с высочайшими музыкальными традициями, и
неудивительно, что именно там, в XVI-XVII веках зародился новый
«свободный» стиль, требующий большей эмоциональности, виртуозности
музыкантов, более сложной и свободной вокально-инструментальной
полифонии, выразительности, импровизации и использования изысканных
музыкальных украшений, стиль, несущий в себе сам дух итальянского
искусства - барокко. Главный инструмент эпохи - скрипка, а одной из
основных барочных музыкальных форм стала опера. В творчестве
композиторов неаполитанской оперной школы преобладала опера-сериа (от
ит. seria - серьёзная), обычно на мифологический сюжет. Ещё
существовала опера-буффа (от ит. buffa - комическая) - с весёлым
бытовым сюжетом. Большую популярность приобрели сонаты. В эпоху барокко
сонаты делились на два вида: камерную сонату (sonata da camera),
состоявшую из прелюдий и танцев, и сонату церковную (sonata da chiesa).
Также к характерным барочным жанрам можно отнести оратории, кантаты,
партиты, хоральные прелюдии, мессы. Весьма распространен в эпоху
барокко становится жанр кончерто гроссо (от ит. сoncerto grosso -
большой концерт) - оркестровое произведение, написанное в форме
старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов (concertino)
«соревнуется» со всей массой оркестра (tutti).
Итак, на сoncerto grosso Вас приглашают: Арканджело Корелли
(1653-1713), который по праву считается основателем художественной игры
на скрипке, Алессандро Скарлатти (1660-1725), один из главных оперных
композиторов барокко и основатель Неаполитанской оперной школы,
Джузеппе Тартини (1692-1770), который по мнению Давида Ойстраха,
«принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVII века,
искусство которых сохраняет свое художественное значение и по сей
день», Пьетро Локателли (1695-1764), скрипач-виртуоз, композитор и
педагог, Бальдассаре Галуппи (1706-1785) - ещё один мастер итальянской
оперы, в особенности комической оперы-буфф, Джованни Баттиста Перголези
(1710-1736) - крупнейший представитель Неаполитанской оперной школы и
создатель жанра оперы-буфф.
Состав аудиоприложения:
АРКАНДЖЕЛО КОРЕЛЛИ
01 - Sonata da chiesa, соч. 1 № 10
(Владимир Спиваков (скрипка); Анатолий Шейнюк (скрипка); Юрий Туровский (виолончель); Сергей Дижур (клавесин))
02 - Concerto grosso № 4 ре мажор для струнного оркестра, соч. 6 № 4
(Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии (камерный состав), дирижёр - Давид Ойстрах)
АЛЕССАНДРО СКАРЛАТТИ
03 - Miserere
(Камерный хор «Avt Sol», Айварс Капейс (орган Рижского Домского собора); Камерный оркестр ГФ ЛССР, дирижёр - Товий Лифшиц)
04 - Соната ля мажор
(Ансамбль «Barocco Revaliensis»)
ДЖУЗЕППЕ ТАРТИНИ
05 - Трель дьявола (Соната для скрипки и фортепиано)
(Семен Снитковский (скрипка); Инна Коллегорская (фортепиано))
ПЬЕТРО ЛОКАТЕЛЛИ
06 - Соната для виолончели и фортепиано ре мажор. I часть. Allegro
(Наталия Гутман (виолончель); Светлана Величко (фортепиано))
БАЛЬДАССАРЕ ГАЛУППИ
07 - Концерт для флейты с оркестром соль мажор
(Владимир Федотов (флейта); Лев Болдырев (клавесин), Ансамбль старинной музыки, дирижёр - Владимир Федотов)
ДЖОВАННИ БАТТИСТА ПЕРГОЛЕЗИ
08 - «Стабат Матер» для солистов, хора и оркестра. №1. Дуэт Граве
(Галина Писаренко (сопрано); Ирина Архипова (меццо-сопрано);
Государственная республиканская русская капелла; Московский камерный
оркестр, дирижёр - Рудольф Баршай)
СКАЧАТЬ КНИГУ
СКАЧАТЬ АУДИОПРИЛОЖЕНИЕ
|