Культурология [0]
Литературоведение [1]
Языкознание [0]
История [6]
Философия [0]
Психология [0]
Религиеведение [0]
Искусство [5]
Мода и История Костюма [2]
Театр и Кино [1]
Биографии Композиторов [12]
Биографии Вокалистов [1]
Биографии музыкантов [0]
 Гуманитарная Библиотека  



Главная » 2011 » Декабрь » 22 » Первые советсткие симфонии. Николай Мясковский
00:13
Первые советсткие симфонии. Николай Мясковский

В первые годы становления советской музыкальной культуры наиболее активно проявляли себя композиторы старшего поколения - Н. Я. Мясковский, А. Д. Кастальский, Р. М. Глиэр, получившие известность еще до Октябрьской революции. Каждый из этих композиторов по-своему замечателен, каждый внес заметный вклад в развитие советской культуры, сумев воплотить в своем творчестве преемственность двух музыкальных эпох - до и после Октября.

Русские классические музыкальные традиции проявились у них В приверженности к русской народной музыке, в стремлении к доступности, демократичности музыкального языка. И вместе с тем каждый из них стремился осмыслить и отобразить в своем творчестве революционные сдвиги, социальные преобразования, которыми жила страна в те годы.

Творчество Николая Мясковского (1881-1950) - одна из первых ярчайших страниц советской музыки. Этот композитор жил и работал на рубеже двух эпох и оказался одним из последних выдающихся композиторов старой России, кто завершил художественные искания целого поколения русских музыкантов. Свою общественную позицию сторонника социальных преобразований Мясковский определил еще во время империалистической войны. В ответственный для Родины час он нашел в себе силы порвать со старым миром и приветствовал новы и мир, став ему на службу сначала в качестве военного специалиста, а затем на ниве музыкального просвещения.

Деятельность этого высокообразованного и одаренного человека была очень разнообразна. Он вел большую работу в Наркомпросе, преподавал в Московской консерватории, совмещая все это с многочисленными общественными обязанностями - члена жюри, редактора, консультанта в Государственном музыкальном издательстве, ,;лена бюро, а затем и правления Московской композиторской организации.

Музыкально-педагогическая деятельность Н. Я. Мясковского продолжал ась около 30 лет вплоть до самой смерти. Среди его воспитанников - А. И. Хачатурян Д. Б. Кабалевский, В. я. Шебалин, Н. и. Пейко. ' Творческий путь этого большого музыканта был сложным трудной была его творческая судьба. Сочинять музыку юноша начал в пятнадцатилетнем возрасте, учась в кадетском корпусе. Страстное влечение к музыке не ослабевает и после окончания Военно-инженерного училища- во время службы в саперных батальонах в Зарайске и Москве он самостоятельно пополняет свои музыкальные знания. В 1906 году Н. Я. Мясковский поступает в Петербургскую консерваторию. Не легко и не сразу пришел к столь крутому повороту в своей жизни двадцатипятилетний военный инженер, удачно продвигавшийся по службе.

Много сомнений испытал он, мучительную раздвоенность между долгом военного человека и призванием музыканта ... Но выбор был сделан, и пять лет своей жизни будущий композитор отдает учебе в консерватории: поначалу втайне от своего начальства, которое никогда не позволило бы подобного нарушения, а потом - выйдя в отставку, так как совмещать обучение музыке со службой было невозможно. Еще до окончания консерватории Мясковский выступил как композитор в одном из «Вечеров современной музыки», где было исполнено несколько его романсов.

Однако он тяготел к крупным формам для симфонического оркестра. И еще до 1914 года, когда он был призван в действующую армию, в концертах прозвучали три его первые симфонии, симфоническая поэма «Аластор», Симфониетта. В самые кризисные годы, предшествовавшие Великой Октябрьской революции, Мясковский сохранил верность высоким идеалам реалистического искусства, утвердившегося прежде всего в его симфониях. Он был единственным, если иметь в виду значительных композиторов того времени, кто работал в этом жанре, продолжая славные традиции русского симфонизма.

Лучшим произведением Мясковского первого, дореволюционного периода явил ась Третья симфония, оконченная в 1914 году. Полная трагического беспокойства, страстной взволнованности, она сочетает в себе мрачную безысходность, могучие порывы и возвышенную патетику. Эта симфония оказалась последней в предоктябрьский период. Призванный в действующую армию в первые же дни войны, Мясковский изведал все тяготы окопной жизни. Он участвовал в штурмах крепостей, в наступлении, в продвижении через Полесье, в стремительном обратном бегстве через Галицию и Польшу.

Все он выразил потом в своем творчестве. Но это было уже после Октября. Революция призвала русскую интеллигенцию в ряды строителей новой жизни, новой культуры. Н. Я. Мясковский стал одним из тех, кто сразу и безоговорочно примкнул к борющемуся народу. К этому времени он был уже известным композитором, автором трех симфоний, двух симфонических поэм, Симфониетты, Увертюры, многих камерных сочинений - инструментальных и вокальных. Несколько лет после Великой Октябрьской социалистической революции композитор в качестве военного специалиста работает в Морском Генеральном штабе, и лишь в 1921 году он смог полностью отдаться музыке, творчеству.

Однако все прошедшие годы Мясковский продолжал сочинять В 1918 году им была закончена задуманная еще во время войнь~ Четвертая симфония. В этой музыке господствуют образы остро- драматические, трагедийные. Почти одновременно с Четвертой он завершил работу и над Пятой симфонией, которая вводит слушателя в мир совсем иных чувств и отличается обилием народно-песенных интонаций; в ней звучит и подлинно народная мелодия - западноукраинская «колядка», записанная композитором в Галиции.

Впервые обратившись к народно-песенной стихии, Мясковский создал произведение подлинно народное по духу. Здесь слышен и наигрыш пастушеской свирели, и ласковая печальная колыбельная, зримо ощущаются богатырские, величавые образы, стремительная маршевость, праздничность. Особенно выделяется в этом смысле третья часть - Скерцо, которая представляет собой яркую, веселую картинку новогоднего народного праздника.

Высокие художественные достоинства мелодического материала, пропорциональность и стройность частей - все говори.т о мастерстве композитора, достигшего к тому времени творческой зрелости. Н. Я. Мясковский не просто признанный композитор, но композитор именно советский, отображающий в своем творчестве новую, советскую эпоху, точнее отдельные ее периоды с теми или иными их особенностями. И вполне определившаяся сущность его музыки, по мнению критиков, « ... может быть выражена в одном слове: человечность». Наиболее ярким творческим достижением Мясковского в 20-е годы стала его Шестая симфония.

В ней отразились многие трагические события той эпохи: интервенция, разруха, смерть близких, друзей, «белый террор», развязанный контрреволюцией и заключавшийся в убийстве выдающихся деятелей партии. В этои симфонии впервые столь отчетливо проявились связи композитора с традициями русской классики, что сказал ось в демократизации музыкального языка, приближенности его к народно-песенной стихии, гармоничной стройности всего сонатно-симфонического цикла.  После первого исполнения в Москве в 1924 году Шестая симфония многократно звучала в Америке (в Нью-йорке, Филадельфии, Чикаго) и в Европе (в Вене, Лондоне), где была признана « ... самым убедительным современным сочинением в классической симфонической форме ... из всех, которые здесь когда-либо исполнялись». И действительно: среди многих симфонических произведений начала 20-х годов, созданных советскими компози- торами ("Мцыри" М. М. Ипполитова-Иванова, «Запорожцы» Р. М. Глиэра, «Галльский набег» А. Ф. Гедике), Шестая симфония Мясковского оказалась единственным произведением, сохранившим художественную ценность и в наши дни. Автор ставил в ней проблему трудного, противоречивого развития личности, ее сознания в период величайшего социального преобразования, которое неминуемо влекло за собой преобразования и нравственно-этические.

Благодаря присущей ему чуткости, острой восприимчивости композитор не только уловил характерные черты той сложной и во многом противоречивой эпохи, но и запечатлел их в музыке: глубоки и масштабны образы Шестой симфонии, ярок и значителен отображенный в ней эмоциональный мир. В 30-е годы Мясковский продолжает преподавать в Московской консерватории и по-прежнему активно участвует в общественной жизни. Он редактор академических изданий русских композиторов-классиков, член жюри многих конкурсов - композиторских и исполнительских, руководит большой работой в Союзе советских композиторов, пишет статьи по различным музыкальным проблемам...

«Знания, ум, человеческое обаяние влекли к нему всех - и маститых и молодежь. И Мясковский никому никогда не отказывал. Внимательный, скромный, демократичный, каким и должен быть настоящий художник, - таким запомнился мне Мясковский с первого же раза»,- писал о нем Д. Д. Шостакович через много лет. Большой удачей композитора явил ась Двадцать первая симфония, законченная в 1940 году. Эта одна из лучших его лирических симфоний. Пластическая красота, широкая напевность лирических тем-образов определили ей место совершенно особое и в творчестве композитора, и в развитии всей симфонической музыки. Ее одночастная структура вместила в себя глубокое содержание: образы русской природы, выраженные в песенно- лирических темах, различные стороны жизни народа в напряжен- но драматических, психологически насыщенных музыкальных эпизодах.

В годы Великой Отечественной войны Н. Я. Мясковский создает струнные квартеты, три симфонии, из которых Двадцать вторая, симфония-баллада, навеяна образами войны, а в Двадцать третьей использованы мелодии песен и танцев народов Северного Кавказа; Сюиту, Концерт для виолончели с оркестром, произведения для фортепиано, для духового оркестра, вокальные сочинения. Среди них выделяется поэма-кантата «Киров С нами» на стихи Н. Тихонова - героико-патриотическое произведение суровой, мужественной скорби и романтической возвышенности. Двадцать седьмая симфония стала последней симфонией Мясковского и явил ась одной из вершин советского симфонизма. В ней композитор, рассказывая «о времени и о себе», раскрывает вечно новую и вечно волнующую тему - «человек И окружающий его мир». Замечательная личность музыканта, отразившего нашу великую эпоху во многих выдающихся творениях, теперь утверждала себя не столько в борьбе, сколько в философском осмыслении пережитого. Отличительной чертой Двадцать седьмой симфонии является ее оптимистическое содержание, обусловленное послевоенной эпохой.

Оптимизм Двадцать седьмой симфонии - это преодоление, порой мучительно напряженное, всего того скорбного, трагедийно мрачного, что стоит на пути человека. Законченная в конце 1949 года симфония была впервые исполнена в следующем, 1950 году, уже после смерти автора. «Двадцать седьмая симфония - это сочинение советского художника,- писал тогда журнал «Советская музыка».- Об этом не забываешь ни на минуту, слушая замечательную симфонию, полную особого, свойственного только советским людям, внутреннего оптимизма и жизнеутверждающей силы».

Творческое наследие Мясковского велико: 27 симфоний, 13 квартетов, 9 фортепианных сонат, множество других сочинений - симфонических, вокальных. Особенностью творческого стиля Мясковского является органичное слияние тревожной, беспокой- ной мысли и высокой поэтичности художественных образов. В его музыке такой накал чувств, страстей, что они потрясают слушателей. За сорок лет, что отделяют первые сочинения композитора от последних, его творческая манера претерпевает большие изменения: погруженный в свои душевные переживания лирик (каким начал Мясковский свой путь) он вырос в истинно современного советского художника, все творчество которого овеяно бурями нового, переломного времени.

Высока художественная миссия этого выдающегося композитора: он стал основателем советской симфонической школы; лучшие его произведения входят в золотой фонд советской музыкальной классики. Параллельно с Мясковским в 20-е годы работали и другие советские композиторы, писавшие совершенно в ином ключе. Многие созданные ими симфонии приближены по стилю к канта- там и ораториям, что особенно стало распространено в конце 20-х годов - к 10-летнему юбилею Советской власти было создано большое количество произведений для симфонического оркестра и хора. В них впервые воплотились образы массового энтузиазма, они наполнены гражданским пафосом. Таковы, например, Вторая и Третья симфония Дмитрия Шостаковича, молодого тогда композитора, недавно окончившего Ленинградскую консерваторию. Вторая симфония - «Посвящение Октябрю» - была написана в 1927 году, и первое ее исполнение состоял ось в дни празднования Х годовщины революции. Симфония была одобрительно встречена музыкальной общественностью.

Третья симфония - «Первомайская» - привлекает обилием песенных интонации, большим размахом, широтой развития музыкального материала и радостной приподнятостью. Обе симфонии одночастные, свободные по форме, и обе завершаются хорами на слова современных пролетарских поэтов. В тих произведениях автор стремился запечатлеть героику эпохи, обобщенную идею революции и использовал для этого сходные приемы музыкальной выразительности, такие, как простота многих мелодий, близость их к массовым песням, элементы изобразительности, хоровая декламация. Эти симфонии очень близки к динамичному искусству тех лет - музыкальному театру, массовым действам. Отдельные эпизоды в них напоминают характерные для того времени сцены из реальной жизни - митинги, массовки, речи ораторов, есть в них и музыкальные картины весенней природы. Образный строй произведений отличается звонкой жизнерадостностью, светлой праздничностью. Но, несмотря на сходство, несомненно различие этих двух симфоний. Если Вторая симфония состоит из отдельных эпизодов, носящих довольно обобщенный характер, то Третья изображает панораму народного праздника.

Композитор остро чувствует и передает упругие ритмы, мелодическую напевность современных массовых песен; звонкие, стремительно чередующиеся праздничные образы противостоят отдельным скорбным, порой даже мрачным картинам, которые как бы оттеняют общее светлое, радостное настроение музыки. Такие симфонии, с их конкретными, яркими музыкальными образами, могли быть созданы только в то необычное время, когда обновление путей в искусстве считалось едва ли не главной, первоочередной задачей. Много необычного заключено в этих произведениях - многие поиски тех лет: революционная роман- тика, пафос переустройства мира, романтическая устремленность в будущее. В 20-е годы были созданы и другие симфонии, близкие к традициям русской классики. Это Третья симфония А. Гедике, симфоническая картина «Запорожцы» Р. Глиэра, Вторая симфония В. Щербачева и т. П., но они не оставили заметного следа в истории советской музыки.


Источник: Л. Стретьякова Советская музыка. - М., 1987.

Вы открываете магазин музыкальных инструментов? Не забудьте оформить при этом бланк заявки на сертификат происхождения вашего товара. Документы оформляются грамотными специалистами и доставляются в любой уголок страны.




Категория: Искусство | Просмотров: 4225 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Понравился материал? Расскажи о нем друзьям!

Ссылка для сайта или блога
Ссылка для форума
Прямая ссылка на cтатью


Это интересно





Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 21.11.2017, 00:09
Приветствую Вас Читатель
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Логин:
Пароль:
Новотека
Поиск
Новые ноты
[10.06.2012]
Геннадий Гладков. Люди и страсти. Музыкальный сборник
[10.06.2012]
Виктор Цой и группа "Кино". Ноты для фортепиано
[05.02.2012]
Петр Чайковский. Времена года
[12.06.2011]
Вольфганг Амадей Моцарт Симфония соль минор (№ 40). Клавир для фортепиано
[27.04.2011]
Песни о Великой Отечественной Войне. Ноты для голоса и хора в сопровождении фортепиано и баяна
Музыка и Фильмы
[05.05.2012]
Маша и Медведь. Репетиция оркестра
[30.01.2012]
Белоснежка и семь гномов (1937). Мультфильм Уолта Диснея
[30.01.2012]
Фантазия (1943). Мультфильм Уолта Диснея
[29.01.2012]
Дюймовочка (1964)
[29.01.2012]
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Новости партнеров
Твигги: «Мода должна служить нам, а не мы ей»

Кристиан Диор. Кутюрье от искусства

Николо Паганини и Антониа Бьянки

Эдит Пиаф. "По-настоящему я любила только Марселя Сердана, но всю жизнь ждала Тео Сарапо"

Анна Герман. Долгое эхо любви

Мик Джаггер спродюсирует байопик об Элвисе Пресли
Афоризмы
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

OrpheusLib - Библиотека Нот и Музыкальной Литературы