«Царь собрал своих вейнелейсов (так финны
называли русских) и говорит им: «Постройте мне город, где бы мне жить
было можно, пока я корабль построю». И стали строить город, но что
положат камень, то всосет болото; много уже камней навалили, скалу на
скалу, бревно на бревно, но болото все в себя принимает и наверху земли
одна топь остается. Между тем царь состроил корабль, оглянулся: смотрит,
нет еще его города. «Ничего вы не умеете делать», — сказал он своим
людям и с сим словом начал поднимать скалу за скалою и ковать на
воздухе. Так выстроил он целый город и опустил его на землю».
В 1950 году мир отмечал 200-летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. В Лейпциге - городе, где великий композитор проработал почти тридцать лет, был организован баховский фестиваль и конкурс исполнителей. В состав жюри конкурса входил Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Рассказывая о становлении советской музыкальной культуры, следует непременно сказать о работе советских композиторов в области музыкально-сценических жанров - оперы и балета. Еще до Октября эти жанры переживали кризис. После «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова русское оперное искусство не пополнилось ни одним достойным произведением этого жанра. На оперных подмостках появлялись малосодержательные, подражательные, подчас не профессиональные оперы, как, например, «Бездна», «Женщина с кинжалом», «Дворянское гнездо» В. И. Ребикова, «Призрак» М. Данилевской и др.
А. Кастальский - исследователь музыкального русского фольклора, создавший на основе русской народной
песни первые хоровые сочинения,
посвященные революционным событиям и новой советской действительности.
Образ удачливого мушкетера стал своеобразной визитной карточкой актера. Хотя премьера фильма «Д' Артаньян и три мушкетера» состоялась несколько лет назад, многие и теперь продолжают воспринимать Боярского в шляпе, со шпагой и на коне. Но он и сам не собирается открещиваться «от этого чудесного образа, потому что лучшего и не пожелаешь».
Вы уже знаете, что великий австрийский композитор Франц Шуберт в изобилии импровизировал вальсы, и что этим танцем в его время увлекалась Вена. Это увлечение продолжалось и далее. Сочинением вальсов прославилось целое семейство венских музыкантов по фамилии Штраус, в особенности Иоганн Штраус-сын (1825—1899) — композитор, скрипач и дирижер.