Клод Моне (1840-1926) - признанный лидер импрессионизма, в творчестве которого это
направление наиболее полно себя выразило
как новое мировосприятие природы. Он прошел путь от впечатления - к синтезу, от станковых форм - к декоративно-монументальной живописи. В связи с этим, о нем - наиболее подробный рассказ.
Принято представлять творчество импрессионистов как борьбу.
за право на свое видение. Действительно, все художники этого на-
правления, начиная с Клода Моне и вплоть до Ван Гога, прошли
путь непопимания, нужды и страданий. Но самой трудной, пожалуй, была внутренняя борьба, которая сопровождает всякого большого художника.
Конечно же, это удивляет при восприятии живописи Клода Моне - самой лучезарной в истории искусства. Но это так Всю жизнь
оп «состязался с солнцем», стремясь "догнатъ природу".
Его творческое кредо было определено рано, по на протяжении длительного
пути он неустанно находил новые средства для воплощения изменчивости природы под влиянием света. Он был постоянно недоволен
собой, новые приемы рождались, вступая в противоречие с недавно
открытыми. Предмет изображения для Моне, казалось бы, был вторичен: «Сюжет для меня имеет второстепенное значение, я хочу
изображать то, что живет между мной и предметом».
Клод Моне родился в 1840 г. в Париже. Но скоро семья переехала
в портовый город Гавр, где отцу было выгоднее и проще вести свое
дело. Именно здесь, у моря, формировалось мировосприятие художника.
Именно у моря он наблюдал жизнь неба во взаимосвязи
с водной стихией, природой, ежеминутно преображающуюся под
влиянием света. Уже в юности, в работе над первыми маринами, началось его "сосгязацие с солнцем".
Мать Клода занималась пением и, по-видимому, первым видом
искусства, с которым познакомился мальчик, была музыка. Поче-
му-то этому факту исследователи не придают особого значения, тем
более что его мать умерла, когда Клоду было 16 лет. Но музыкальность - одно из главных качеств как его живописи, так и творчества
большинства импрессионистов. Она свойственна пейзажам художника от первых марин до серий картин, в которых тема развивается
словно по законам классического симфонического произведения,
вплоть до заключительного цикла «Белых кувшинок», украшающих
овальные залы Ораннжери в саду Тюильри.
Один из исследователей
назвал этот монументально-декоративный цикл «Сикстинской капеллой» импрессионизма. Он предстал перед зрителями через год
после смерти художника - в 1927 г.
Впервые произведения К. Моне экспонировались в 1865 г. в Салоне в Париже и, надо сказать, сразу нашли своего чуткого ценителя. «Мы должны отметить здесь новое имя, - писал обозреватель
известного парижского журнала. - Раньше мы не знали господина
Моне, автора "Мыса Эв" и "Устья Сены в Онфлере". Насколько мы
знаем, это его первые работы, им еще не хватает завершенности, которая приобретается только путем длительных занятий. Но полная
вкуса гармония красок, игра валеров (от франц. valeur, буквально -
ценность, оттенок тона, выражающий определенное соотношение
света и тени. - Н. Фомина), и вообще понимание ценности цвета,
. смелая манера видеть вещи и привлекать внимание зрителя - вот
качества, которыми господин Моне уже владеет в значительной
степени.
Отныне мы будем с интересом следить за будущими успехами этого искреннего мариписта "
в отзыве содержалось замечание, которое на десятилетия станет
главной претензией публики: "не хватает завершенности". Но, собственно, к пей и не стремился молодой художник. Жизнь природы,
ее изменчивость могла передать лишь фактура, сохраняющая подвижные мазки, живая кисть, лишь картина, выполненная на пленэре, на открытом воздухе.
К двадцати пяти годам у Клода Моне сформировались свои пристрастия и убеждения, благодаря образованию, которое он приобретал, опираясь на советы художников, чье искусство соответствовало его вкусу. Как большинство будущих импрессионистов, он сознательно отказался от академического образования.
Первые и самые главные уроки, укрепившие его интерес к природе, он получил в 18 лет от живописца из Гавра - Эжена Бидена. Художник, писавший пастелью пейзажи, полные воздуха, брал его с собой на прогулки по морю и пляжам морских курортов. Он и познакомил Моне с новой техникой живописи на пленэре.
«И если я стал
живописцем, то этим я обязан Будену. Буден со своей бесконечной
добротой наставлял меня. Медленно открывались мои глаза, я действительно постигал природу и одновременно начал любить ее.
В Париже он обратился за советом к одному из «барбизонцев» -
К. Тройони. Тот посоветовал начать обучение в мастерской, где пи-
шут обнаженную натуру, «Однако не забывайте о живописи. Сходите в Лувр и сделайте несколько копий с полотен великих мастеров. Заходите ко мне почаще, чтобы показать свои работы.
Короткое время К. Моне работал в частной Академии Сюиса, где
познакомился с Писсарро. Затем служил в армии на территории Ал-
жира. Короткое пребывание в этой стране дало новый творческий
импульс. Спустя годы Клод писал: «Насколько расширился мой
взгляд на мир. Я оценил впечатления, полученные там, гораздо поз-
же, но в них - источник моих будущих творческих поисков.
После короткой воешюй службы в Алжире, откуда Моне вернулся,
заболев лихорадкой, оп познакомился с голландским живописцем
Иоханом Бартольдом Йонгкиндом, пейзажами которого восхищал-
ся в Салоне. Солнечные пейзажи Йоцгкинда, написанные легкой
кистью, сделали его одним из непосредственных предшественников
импрессионистов. Моне считал, что ему «обяэап окончательным вос-
питанием ... глаза».
В Париже в 1862-1863 гг. он учится в мастерской живописца Шарля Глейра, который, хотя и придерживался сам идеализирующего сти-
ля, однако давал своим ученикам большую свободу и склонял к по-
искам собственного стиля. Здесь Моне встретил единомышленников.
В мастерской Глейра заиимались О. Ренуар, А. Сислей и Ф. Базиль.
Главным итогом нескольких месяцев занятий для К. Моне стал оп-
ределившийся круг общения. Со своими новыми друзьями он пи-
шет картины в лесу Фонтенбло.
В конце года все четверо покидают
мастерскую Глейра.
К. Моне, в отличие от Ренуара и Дета, предпочитает учиться не
в стенах Лувра, а изучая природу и современную живопись в залах
Салона. Его приводят в восторг картины Коро и «барбизонцев».
С большим почтением он относится к живописи Делакруа и Курбе,
его восхищает живопись Э. Мане. После успешного дебюта в Сало-
не 1865 г. возникает желание регулярно показываться на этой официальной ежегодной выставке. К. Моне не смущают громкие скандалы, сопровождавшие показ в Салоне произведений Курбе, а затем
Э. Мане. Он готов бороться за зрителя, ему кажется даже, что он
знает, как соответствовать его вкусам.
«Завтрак на траве» Э. Мане вдохновил К. Моне на создание картины под таким же названием. Его «Завтрак» должен был иметь фантастические размеры 4,2 х 6,5 м, и представлять нарядное светское
общество на пикнике.
К. Моне не собирался шокировать зрителя, подобно Э. Мане,
изобразившего обнаженную женщину, известную многим посетителям Салона, между модно одетыми мужчинами, чей облик также
был легко узнаваем. У К. Моне все благопристойно - празднично и
оптимистично: летний пейзаж вполне корреспондирует с нарядно
одетыми героями картины. Говорят, что костюмы персонажей, как в "Завтраке", так и в следующих картинах, абсолютно соответствовали высокой французской моде, рисункам из модного журнала «Па-
те». Но принципиальная особенность состояла в том, что картина
создавалась на пленэре. К. Моне работал в лесу Фонтенбло, педале-
ко от Парижа. Позировать ему для мужских фигур согласился художник Ф. Базиль, все женские образы написаны с Камиллы Донсье -
постоянной модели К Моне на протяжении 1860-70-х гг.
Образ Парижа
в творчестве
Моне
Камилла изображена на известных картинах «Дама в зеленом
платье» (1866 г.), «Японка Камилла в кимоно» (1875 г.).
В самый
счастливый период их семейной жизни К. Моне многократно писал
ее вместе с первенцем в саду Аржантёя. Последний раз он изобразил ее на смертном одре в 1879 г.
Бородатый мужчина, сидящий за трапезой в «Завтраке на траве»,
как предполагают исследователи, сам Курбе. Художнику удалось
передать и в композиции, и в колорите свежесть воздуха, яркость
света, красоту натюрморта, живое взаимодействие фигур. Судьба
большого холста сложилась трагически: К. Моне не успел завершить
его к Салону, и картина погибла в результате небрежного хранения.
Сохранились лишь два ее фрагмента и вариант картины из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
в Москве.
В первой большой работе проявилось качество видения, характерное для первого периода творчества К. Моне, которое очень ясно
объяснил Э. Золя: «Как истинный парижанин, он берет с собой Па-
риж за город. Он не может написать какой-либо пейзаж, не поместив туда модно одетых мужчин и дам. Природа, кажется, тогда становится для него интересной, когда она несет отпечаток наших привычек».
Ваш дом - это ваша крепость, а каждая крепость должна быть хорошо защищена. В интернет-магазине PlastMarket вы сможете приобрести любые дверные замки, а также купить замки оптом. Мы даем гарантию на нашу продукцию, а также осуществляем доставку по Украине.
|