Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет.
Родился в г. Владимире на реке Клязьма, в семье государственного чиновника. Образование получил в Московской консерватории, которую окончил с высшим отличием по классу фортепиано у Николая Рубинштейна, а по классу композиции — у П.И.Чайковского.
Александр Егорович Варламов
(1801—1848) родился в Москве в семье скромного чиновника. Страстное
влечение мальчика к музыке и его одаренность проявились рано: подбирая
по слуху народные песни, он сам научился играть на скрипке. Благодаря
незаурядным способностям и красивому голосу его в десять лет приняли
певчим в петербургскую Придворную певческую капеллу. Здесь Варламов
занимался под руководством директора капеллы, выдающегося композитора Д.
С. Бортнянского.
Судьба Александра Александровича Алябьева (1787— 1851) сложилась драматично, хотя первая половина его жизни не предвещала тяжких испытаний. Он родился в Тобольске; его отец занимал пост губернатора, считался человеком просвещенным и либеральным, был большим любителем музыки.
Глинка — основоположник русской
классической музыки и первый русский композитор мирового значения.
Творчество Глинки завершило процесс формирования отечественной
композиторской школы и вместе с тем открыло новые пути русской музыки,
занявшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре. В
произведениях Глинки нашел свое яркое выражение подъем русской
национальной культуры, порожденный событиями Отечественной войны 1812
года.
Великий немецкий композитор Людвиг ванн
Бетховен – младший из трёх гениальных музыкантов, которых называют
венскими классиками. Бетховену довелось жить и творить уже на рубеже
XVII и XIX веков, в эпоху грандиозных общественных перемен и потрясений.
Его молодость совпала со временем, когда разразилась Великая
французская революция 1789 года. Провозглашённым ею демократическим
идеалам свободы, равенства и братства всех людей Бетховен оставался
верен до конца своей жизни. Центральный период его творчества отразил
гигантский размах и напряжённость событий в годы наполеоновских войн,
охвативших всю Европу с Испании по Россию.
Классический стиль в музыке достиг своей зрелости и высокого расцвета в творчестве Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена. Жизнь и деятельность каждого
из них подолгу протекала в столице Австрии Вене. Поэтому Гайдна,
Моцарта и Бетховена называют венскими классиками.
Австрия была многонациональной империей. В ней наряду с австрийцами, у
которых родной язык — немецкий, жили венгры и различные славянские
народы, в том числе чехи, сербы, хорваты. Их песенные и танцевальные мелодии можно было слышать и в деревнях, и в городах.
Удивительна судьба музыки этого
великого немецкого композитора, со дня рождения которого прошло более
трехсот лет. При жизни он получил признание преимущественно как органист
и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был почти забыт на
несколько десятилетий. Но затем постепенно стали словно заново открывать
его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным
сокровищем, непревзойденным по мастерству, неисчерпаемым по глубине и
человечности содержания. «Не ручей! — Море должно быть ему имя». Так
сказал о Бахе другой музыкальный гений — Бетховен.
Один из величайших музыкальных
гениев, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт прожил только 35
лет. Из них он в течение тридцати лет сочинял музыку и, оставив в наследие более 600 произведений, внес неоценимый вклад в золотой фонд мирового искусства.
Самую верную, высочайшую оценку творческого дара Моцарта еще при его жизни дал его старший современник Йозеф Гайдн. «...Ваш сын, — сказал он однажды отцу Вольфганга Амадея, — величайший композитор, кого я знаю лично и по имени; у него есть вкус, а сверх того величайшие познания в композиции».
Менее тридцати двух лет прожил
на свете великий австрийский композитор-романтик Франц Шуберт. Он был на
целое поколение моложе Людвига ван Бетховена, а пережил его только на
полтора года. Но за свою короткую и притом нелегкую жизнь Шуберт успел
создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими
россыпями музыкальных драгоценностей. Это прежде всего его песни для
голоса с фортепиано, которых он написал более шести сотен, подняв жанр
на небывалую художественную высоту.
Художественное наследие великого
польского композитора и пианиста Фридерика Шопена — около двух с
половиной сотен произведений, из которых более двухсот написаны для
фортепиано. Фортепианная партия имеется и во всех его остальных
сочинениях — нескольких камерных инструментальных (среди них — Трио для
фортепиано, скрипки и виолончели, Соната для виолончели и фортепиано) и
девятнадцати песнях. Но особая приверженность к фортепиано не помешала,
а, напротив, способствовала тому, что Шопена признали одним из величайших музыкальных гениев.
Даргомыжский
— младший современник и друг Глинки — продолжил дело создания русской
классической музыки. Вместе с тем его
творчество принадлежит уже другому этапу в развитии национального искусства.
Если Глинка выразил круг образов и
настроений пушкинской эпохи, то Даргомыжский
находит свой путь: его зрелые сочинения созвучны реализму многих произведений Гоголя, Некрасова, Достоевского, Островского, художника Павла
Федотова.