Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике.
Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, ее отцом
был солдат лейб-гвардии Преображенского полка.
Однако, как сообщает портал WMJ.ru, еще при жизни балерины газеты писали о ее аристократическом происхождении.
В 1891 году Анна Павлова поступила на балетное отделение Петербургского театрального
училища, где ее учителями стали известные
педагоги А.А.Облаков, Е.О.Вязем и П.А.Гердт.
Закончив училище, она пришла в Мариинский театр, куда ее взяли сначала
танцовщицей, а потом перевели в разряд балерин.
Мастерство Анны Павловой совершенствовал ось год от года, из спектакля в
спектакль. Она выступала
в постановках М.Петипа,
Л.Иванова, других выдающихся балетмейстеров.
Молодая балерина приковывала к себе внимание своей необыкновенной музыкальностью и
психологической сдержанностью танца, эмоциональностью и драматизмом, а также еще не раскрытыми творческими возможностями. В каждый новый спектакль балерина вносила много нового, своего.
В 1902 году Павлова создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа.
Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом Жизели, где психологизм трактовки приводил к поэтически просветленному финалу.
Зажигательный, бурный танец ее героинь
- Пахиты, Китри - был образцом исполнительского мастерства и стиля.
Последний раз на' сцене Мариинского театра
Анна Павлова выступила в 1913 году в партии
Никии, а последняя ее гастроль в России состоялась в 1914 году в Москве, в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». А потом она навсегда уехала из России. За рубежом Анна Павлова начала гастролировать с 1908 года и была главной участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже.
Здесь она и получила мировую
известность.
В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра и создала собственную труппу, которая с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Павлова включила в гастрольный репертуар балеты Чайковского и Глазунова, « Тщетную предосторожность», «Жизель»,
«Коппелию», «Пахиту», интересные концертные
номера.
Балерина знакомила всех любителей балета
с русским искусством. В ее труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она создавала новые хореографические миниатюры, наиболее известные среди которых - «Ночь» И «Вальс-каприз» на
музыку А.Рубинштейна и «Стрекоза» на музыку
Крейслера.
Большая дружба и творческое сотрудничество
связывали двух выдающихся мастеров русского
балета Анну Павлову и Михаила Фокина. Она
исполняла главные партии во многих его балетах: «Виноградная лоза» А.Рубинштейн ,«Шопениана», «Египетские ночи» и др.
В результате
творческого союза Павловой и Фокина были
созданы произведения, где танец, подчинен духовно-выразительным задачам. Так появились
«Шопениана» и «Лебедь» на музыку K.Ceн-Санса, которые стали поэтическим символом русской хореографии.
Специально для труппы Павловой Михаил
Фокин поставил «Прелюды» на музыку Ф.Листа и «Семь дочерей горного царя» на музыку
К. Спендиарова.
Творческий облик Анны Павловой сложился на русской сцене, и в своем дальнейшем творчестве она опиралась на традиции отечественного искусства. Анна Павлова всю свою жизнь служила балету, и ее творческая судьба стала легендой.