Удивительна судьба музыки этого
великого немецкого композитора, со дня рождения которого прошло более
трехсот лет. При жизни он получил признание преимущественно как органист
и знаток музыкальных инструментов, а после смерти был почти забыт на
несколько десятилетий. Но затем постепенно стали словно заново открывать
его творчество и восхищаться им как драгоценным художественным
сокровищем, непревзойденным по мастерству, неисчерпаемым по глубине и
человечности содержания. «Не ручей! — Море должно быть ему имя». Так
сказал о Бахе другой музыкальный гений — Бетховен.
Один из величайших музыкальных
гениев, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт прожил только 35
лет. Из них он в течение тридцати лет сочинял музыку и, оставив в наследие более 600 произведений, внес неоценимый вклад в золотой фонд мирового искусства.
Самую верную, высочайшую оценку творческого дара Моцарта еще при его жизни дал его старший современник Йозеф Гайдн. «...Ваш сын, — сказал он однажды отцу Вольфганга Амадея, — величайший композитор, кого я знаю лично и по имени; у него есть вкус, а сверх того величайшие познания в композиции».
Менее тридцати двух лет прожил
на свете великий австрийский композитор-романтик Франц Шуберт. Он был на
целое поколение моложе Людвига ван Бетховена, а пережил его только на
полтора года. Но за свою короткую и притом нелегкую жизнь Шуберт успел
создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими
россыпями музыкальных драгоценностей. Это прежде всего его песни для
голоса с фортепиано, которых он написал более шести сотен, подняв жанр
на небывалую художественную высоту.
Художественное наследие великого
польского композитора и пианиста Фридерика Шопена — около двух с
половиной сотен произведений, из которых более двухсот написаны для
фортепиано. Фортепианная партия имеется и во всех его остальных
сочинениях — нескольких камерных инструментальных (среди них — Трио для
фортепиано, скрипки и виолончели, Соната для виолончели и фортепиано) и
девятнадцати песнях. Но особая приверженность к фортепиано не помешала,
а, напротив, способствовала тому, что Шопена признали одним из величайших музыкальных гениев.
Даргомыжский
— младший современник и друг Глинки — продолжил дело создания русской
классической музыки. Вместе с тем его
творчество принадлежит уже другому этапу в развитии национального искусства.
Если Глинка выразил круг образов и
настроений пушкинской эпохи, то Даргомыжский
находит свой путь: его зрелые сочинения созвучны реализму многих произведений Гоголя, Некрасова, Достоевского, Островского, художника Павла
Федотова.
В сознании многих людей имя Дунаевского связано с прекрасной музыкой к кинофильмам 30-40-х годов - «Веселые ребята», «Вол- га-Волга», «Свинарка и пастух». Однако этот композитор знаменит не только песнями и замечательными мелодиями. Его творчество широко и многообразно.
Искусство Павловой представляет собой уникальное явление в истории мирового балета. Она впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже самой неподготовленной публике. Легенды окутывают всю ее жизнь с рождения и до смерти. Согласно документам, ее отцом был солдат лейб-гвардии Преображенского полка.
В 1950 году мир отмечал 200-летие со дня смерти Иоганна Себастьяна Баха. В Лейпциге - городе, где великий композитор проработал почти тридцать лет, был организован баховский фестиваль и конкурс исполнителей. В состав жюри конкурса входил Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Рассказывая о становлении советской музыкальной культуры, следует непременно сказать о работе советских композиторов в области музыкально-сценических жанров - оперы и балета. Еще до Октября эти жанры переживали кризис. После «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова русское оперное искусство не пополнилось ни одним достойным произведением этого жанра. На оперных подмостках появлялись малосодержательные, подражательные, подчас не профессиональные оперы, как, например, «Бездна», «Женщина с кинжалом», «Дворянское гнездо» В. И. Ребикова, «Призрак» М. Данилевской и др.
А. Кастальский - исследователь музыкального русского фольклора, создавший на основе русской народной
песни первые хоровые сочинения,
посвященные революционным событиям и новой советской действительности.
Образ удачливого мушкетера стал своеобразной визитной карточкой актера. Хотя премьера фильма «Д' Артаньян и три мушкетера» состоялась несколько лет назад, многие и теперь продолжают воспринимать Боярского в шляпе, со шпагой и на коне. Но он и сам не собирается открещиваться «от этого чудесного образа, потому что лучшего и не пожелаешь».
Вы уже знаете, что великий австрийский композитор Франц Шуберт в изобилии импровизировал вальсы, и что этим танцем в его время увлекалась Вена. Это увлечение продолжалось и далее. Сочинением вальсов прославилось целое семейство венских музыкантов по фамилии Штраус, в особенности Иоганн Штраус-сын (1825—1899) — композитор, скрипач и дирижер.