В сознании многих людей имя Дунаевского связано с прекрасной музыкой к кинофильмам 30-40-х годов - «Веселые ребята», «Вол- га-Волга», «Свинарка и пастух». Однако этот композитор знаменит не только песнями и замечательными мелодиями. Его творчество широко и многообразно. Дунаевский родился в маленьком украинском городке Лохвицы в семье банковского служащего, большого любителя музыки. Еще до поступления в школу Исаак научился играть на скрипке и выступал в домашних квартетах.
После окончания гимназии он поступил в Харьковскую консерваторию, где учился по классу скрипки и композиции. Закончив консерваторию в самый разгар гражданской войны, Дунаевский стал работать скрипачом и дирижером в театральных оркестрах Харькова, а затем и Москвы. Одновременно он писал музыку к спектаклям. Уже первые его сочинения - музыка к постановкам «Тартюфа» Мольера, «Женитьбы Фигаро» Бомарше и «Слуги двух господ» Гольдони - принесли Дунаевскому известность не- заурядного мелодиста. - Однако настоящая слава Дунаевского связана с кинематографом. Правда, попал он в кино совершенно случайно. Кинорежиссер Г. Александров предложил Дунаевскому написать песню к задуманной им будущей кинокомедии «Веселые ребята» .
Ваш ребенок увлекается фотографией? Помогите ему стать настоящим мастером своего дела! В фотошколе для детей ваш будущий фотограф научится всем премудростям фотомастерства.
Услышав музыку композитора, он доверил ему общую аранжировку фильма. После премьеры фильма в декабре 1934 года Дунаевский, что называется, проснулся знаменитым. Именно тогда его песни запела вся страна. С фильма «Веселые ребята» началась работа Дунаевского в кино. Созданию новой советской кинокомедии помог великолепный ансамбль, который составили режиссер Григорий Александров, главные исполнители, среди которых ведущее место занимала Любовь Орлова, и композитор Исаак Дунаевский. Не меньшей популярностью пользовались и песни Дунаевского. Они привлек али легкой, жизнерадостной и праздничной музыкой, четким упругим ритмом.
Дунаевский сочетал работу композитора с постоянной концертной деятельностью. Он создал ансамбль песни Дома культуры железнодорожников и объездил с ним всю страну. В годы второй мировой войны тональность песен Дунаевского изменилась, но они по-пре- жнему были популярны, их пела вся страна. Так, песня «Дорогая моя столица» напоминала воинам о доме, о самом дорогом, что нужно было оберегать и защищать. В послевоенные годы композитор обращается к жанру оперетты. В его сочинениях - «Золотая долина», «Севастопольский вальс», «Вольный ветер» - прекрасная музыка соединялась с динамическим романтичным сюжетом, любовной интригой, яркими музыкальными образами.
Композитор впервые применил прием песенной характеристики героев, который уже получил развитие, например, в американской джазовой оперетте Гершвина. Интересно, что Дунаевский, как и Гершвин, пытается создать синтетическую музыку, где на- родные мелодии органически сочетались с эле- ментами другого жанра - оперы. Однако композитор не успел осуществить все намеченное, поскольку его жизнь трагически обо- рвалась, когда ему не было и шестидесяти лет.
Традиции отца продолжил его сын, Максим Дунаевский, который в настоящее время является одним из популярнейших композиторов. Его песни входят в число шлягеров, хотя он так- же начал как автор песен и мелодий к кино- фильмам. Среди них наибольшей популярностью пользуются те, что написаны к фильмам «Три мушкетера», "Собака на сене", «Возвращение капитана Гранта» . В последнем фильме Максим Дунаевский творчески переосмысливает мелодии, сочиненные его отцом к одной из первых экранизаций романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Так продолжают жить и радовать людей мелодии И. Дунаевского.