Австрия. Вы уже знаете, что
великий австрийский композитор Франц Шуберт в изобилии импровизировал
вальсы, и что этим танцем в его время увлекалась Вена. Это увлечение
продолжалось и далее. Сочинением вальсов прославилось целое семейство
венских музыкантов по фамилии Штраус, в особенности Иоганн Штраус-сын
(1825—1899) — композитор, скрипач и дирижер. Он создал множество
поистине классических образцов концертного «венского вальса». Среди них
вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Весенние
голоса». Штраус — автор также ряда оперетт, из которых хорошо известны
«Летучая мышь» и «Цыганский барон». Венская оперетта начала успешно
развиваться вскоре вслед за парижской. Ее яркая мелодичность и
увлекательная танцевальность опираются на традиции венской бытовой
музыки, австрийского и немецкого зингшпиля. В последние десятилетия XIX
века самыми талантливыми авторами венских оперетт наряду с Иоганном
Штраусом явились Франц Зуппе, Карл Миллёкер и Карл Целлер. А с
наступлением XX века произведениями в жанре венской оперетты
прославились венгерские композиторы Франц Легар и Имре Кальман.
В
1862 году в Вену переселился и провел там большую часть своей жизни
немецкий композитор, пианист и дирижер Иоганнес Брамс, для которого этот
город стал второй родиной. Брамс охватил в своем обширном творчестве
различные инструментальные и вокальные жанры. Среди его произведений 4
симфонии, 2 фортепианных концерта, скрипичный концерт, 2 тетради
фортепианных Вариаций на тему Паганини, 4 тетради Венгерских танцев для
фортепиано в 4 руки, Немецкий реквием, многие песни и романсы с
сопровождением фортепиано.
Монументальный эпический размах, серьезность и глубина отличают основные
сочинения австрийца Антона Брукнера — его 8 симфоний (9-я не окончена).
У Брукнера брал уроки композиции крупнейший симфонист рубежа XIX—XX
веков Густав Малер, австрийский композитор, дирижер и оперный режиссер.
Его главные произведения — 9 симфоний (10-я не завершена) и несколько
вокальных циклов для голоса с оркестром («Песни об умерших детях» и
другие). Они проникнуты глубокими философскими мыслями, трагическим
ощущением жизненных противоречий, высоким гуманизмом.
Германия.
Создатель немецкой национальной оперы — композитор-романтик Карл Мария
фон Вебер (1786—1826). В «Волшебном стрелке» — самой выдающейся из его
нескольких опер — сохранены, как и в зингшпилях, .разговорные диалоги.
Но главное здесь — развитие музыкально-драматического действия. В музыке
оперы ярко отразились картины немецкого народного быта, дух народной
сказочности, поэзия природы. Одаренный пианист и дирижер, Вебер — автор
также ряда блестящих концертных фортепианных произведений (например,
«Приглашения к танцу»), большой мастер оркестра.
От
оперы Вебера «Эврианта», написанной на сюжет средневековой легенды «из
рыцарских времен», открылся путь к произведениям Рихарда Вагнера
(1813—1883)— одного из величайших музыкальных творцов, смелого оперного
реформатора, выдающегося оперного и симфонического дирижера. Его перу
принадлежат оперы «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», «Тангейзер» и многие
другие. Но центральное место в его оперном наследии занимает тетралогия
(четырехчастный цикл) «Кольцо Нибелунга» на собственное либретто,
использующее средневековые скандинавские и германские эпические сказания
. Впервые этот грандиозный цикл был полностью исполнен в 1876 году в
Байрейте. Названия его частей — «Золото Рейна», «Валькирия» , «Зигфрид»,
«Гибель богов». В своей реформе Вагнер стремился превратить оперу в
музыкальную драму со сквозным развитием, стирающим границы между ариями,
ансамблями и другими номерами. При этом первостепенное значение
приобрело непрерывное симфоническое развитие в партии оркестра. Оно
основано на системе лейтмотивов («руководящих мотивов» в переводе с
немецкого) — кратких, образно рельефных тем-характеристик.
Ко многим жанрам, включая симфонии и оратории, обращался недолго
проживший Феликс Мендельсон (1809— 1847). В его музыкальном стиле полет
романтической фантазии сочетается с классической ясностью и
уравновешенностью. Художественные достижения Мендельсона сосредоточились
в сфере инструментальной музыки. Это музыка к комедии Шекспира «Сон в
летнюю ночь», куда входят увертюра и еще несколько номеров (в том числе
знаменитый Свадебный марш), концерт для скрипки с оркестром, а из
фортепианных произведений — 48 Песен без слов и Рондо каприччиозо.
Почти ровесник Мендельсона Роберт Шуман (1810— 1856) — один из самых
ярких представителей романтического музыкального искусства.
Богатая
художественная фантазия, страстность, порывистость соединены у него с
тонким лиризмом и меткими, нередко портретными звуковыми зарисовками.
Перу Шумана принадлежит немало крупных произведений, в том числе 4
симфонии, фортепианный, скрипичный и виолончельный концерты. Особенно же
близки ему были жанры фортепианной миниатюры и песни с сопровождением
фортепиано. Из его фортепианных циклов выделяется
портретно-характеристический «Карнавал», включающий, в частности,
пьесы-портреты его любимых музыкантов — Шопена и Паганини, а из
вокальных циклов — цикл «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Сборник
«Альбом для юношества» Шуман написал специально для начи-нающих
пианистов. А из его фортепианного цикла «Детские сцены» часто звучит в
переложении для хора широко распевная пьеса «Грёзы». Большим почитателем
музыки Шумана был немецкий композитор И. Брамс, о котором уже шла речь в
связи с тем, что большая часть его жизни прошла в столице Австрии. А в
Германии в течение тринадцати лет протекала творческая дея-тельность
венгра Ф. Листа, о котором предстоит говорить далее.
В конце XIX века в немецкой музыке выдвинулся Рихард Штраус — автор опер
и программных симфонических произведений, а также дирижер. Его
творчество отличает блестящий декоративный оркестровый стиль. Из опер
наибольшей известностью пользуются «Саломея» и «Кавалер роз», а из
оркестровых сочинений — симфонические поэмы «Дон-Жуан» и «Тиль
Уленшпигель».
Венгрия.
В истории венгерской музыки выделим два имени композиторов, живших и
творивших на протяжении XIX века. Это Ференц Эркель и Ференц Лист.
Эркель — основоположник венгерской национальной оперы. Своей оперой
«Банк Бан» (1852) он дал начало героико-романтическому направлению в
венгерском музыкальном театре. Мировую же славу принес венгерской музыке
Лист (1811 — 1886)— композитор, пианист, дирижер. Его блестящая
разносторонняя творческая деятельность протекала в ряде стран — Франции,
Германии, Италии, но почти ежегодно Лист по нескольку месяцев проводил
на горячо любимой родине. И самыми популярными сочинениями композитора
являются его 19 Венгерских рапсодий для фортепиано — блестящие
виртуозные произведения в свободно построенной крупной форме и
основанные на родном музыкальном фольклоре. По складу художественного
дарования Лист — подлинный романтик. В своей фортепианной и оркестровой
музыке он новаторски разработал принципы литературной и философской
программности. Он — создатель жанра про-граммной симфонической поэмы. Из
его произведений в этом жанре выделяются «Прелюды» (по стихотворению
французского поэта-романтика Альфонса Ламартина), «Тассо» (по трагедии
Гёте «Торквато Тассо») и «Гамлет» (по трагедии Шекспира).
В
основе программы фортепианной Сонаты си минор Листа — образы трагедии
Гёте «Фауст» (Фауст, Маргарита и Мефистофель). На разнообразные
программы, в том числе основанные на произведениях изобразительного
искусства, написаны пьесы фортепианного цикла «Годы странствий» (две
тетради). Один из величайших пианистов, Лист по-новому, с симфоническим
размахом трактовал фортепиано, применял в сочинениях и транскрипциях для
своего любимого инструмента оригинальные приемы фактурного изложения.
Среди виртуозных фортепианных этюдов Листа — «Метель» и «Мазепа» (по
стихотворению В. Гюго), а также два фортепианных концерта.
Австрия - родина великих музыкантов, учёных и педагогов. Почему? Да потому что именно ВУЗы в Австрии дают хорошее и качественное образование. Учиться в этой стране интересно и недорого. У вас будет возможность отлично выучить немецкий язык и получить диплом, который ценится во всем мире. Учись в Австрии и и получай европейское образование!