В 1950 году мир отмечал 200-летие со дня смерти Иоганна
Себастьяна Баха. В Лейпциге - городе, где великий композитор
проработал почти тридцать лет, был организован баховский фестиваль и конкурс исполнителей. В состав жюри конкурса входил
Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Он принял участие в торжествах как композитор и исполнитель.
В большом концерте, состоявшемся в конце фестиваля, прозвучал
финал его первой симфонии. Вместе с двумя другими советскими
пианистами Шостакович исполнил в этот вечер тройной концерт
Баха.
В дни юбилея музыка Баха наполнила собою Лейпциг.
В знаменитой церкви св. Фомы (Томаскирхе) , где Бах когда-то играл
на органе и руководил хором, исполнили мессу си минор и
«Страсти по Иоанну».
Шостакович всегда преклонялся перед гением Баха. Возвышенные и величественные образы, близкие баховским, встречались в его
произведениях и прежде. С давних пор привлекала его и
полифония - сложным многоголосием отмечены многие страницы
музыки Шостаковича. Под сильнейшим впечатлением поездки в
Лейпциг он решил написать большой цикл полифонических пьес
по образцу «Хорошо темперированного клавира». Так более чем
двести лет спустя после Баха появился на свет новый сборник
прелюдий и фуг, написанных во всех мажорных и минорных тональностях,- сборник, поражающий богатством содержания и огромным мастерством.
Прелюдии и фуги Шостаковича - выдающиеся произведения, в
которых образы современные, характерные вообще для творчества
их автора, заключены в полифоническую форму, выработанную еще
в XVII-XVIII веках.
Обращение к старинным формам и средствам
развития придало многим пьесам в сборнике особую строгость
и величавость. И вместе с тем прелюдии и фуги чрезвычайно
разнообразны, контрастны, как и многие другие сочинения Шостаковича, с которыми они тесно связаны.
В творчестве его немало прозрачно-светлых, мечтательных страниц. К ним принадлежат и прелюдия и фуга ля мажор. Особенно
фуга, основанная на трезвучной теме чистой серебристой звучности - как будто перекликаются трубы в тишине. У Баха 48 прелюдий и фуг в двух томах «Хорошо темперированного клавира». Таким образом, каждая тональность у него является дважды. У Шостаковича в двух томах 24 пр елюпии и фуги.
В отличие от баховских сборников у Шостаковича прелюдии и фуги
расположены не в хроматическом порядке, а по квинтовому кругу
(с параллельными тональностями). Так, первая пара пьес написана
в до- мажоре, вторая - в ля миноре, третья - в соль мажоре, четвертая - в ми миноре и т. д.
Но вслед затем в сборнике помещено одно из самых трагически
сочинений Шостаковича - прелюдия и фуга фа-диез минор. Во
тема фуги - скорбная, прерывистая, с острыми стонущими мотивами.
Все в целом это сочинение - прелюдия и фуга ре мажор-
светлое, ясное, не лишенное юмора.
Вспомним, что старинная циклическая форма прелюдии и фуги
нередко основана на контрасте. Для прелюдии не обязательны
строгие законы построения. Часто она бывает подвижной, текучей,
словно импровизируемой тут же за инструментом. Такую прелюдию можно сравнить с фоном, на котором отчетливо выделяется
фуга - произведение строгой формы. Этот контраст сохраняется и
в прелюдии и фуге ре мажор Шостаковича. Но здесь есть еще и
любопытный стилистический контраст. Прелюдия с ее арпеджированными позвякивающими (как на клавесине) аккордами, с мелодией, напоминающей менуэт, близка старинной клавирной музыке.
Тема же фуги, как уже говорилось, носит русский характер,
перекликается с «Камаринской». Казалось бы, совсем разные те-
мы,- как можно объединить их в одном цикле? Однако Шостакович - мастер подобных контрастных сопоставлений. Весь цикл
объединен прозрачным камерным звучанием, юношеским светлым
настроением.
Прелюдия - это словно воспоминание о баховских пьесах,
сыгранных в детстве (в годы учения ведь все их играют!). Неко-
торое время ее звучание, чистые, ясные гармонии, строгая мелодия (в басу) почти совсем приближены к старинной музыке:
Прелюдия и фуга ре-бемоль мажор заставляет вспомнить «злые»,
гротескные вражеские образы в симфониях Шостаковича.
Самая
последняя, ре-минорная фуга перекликается с могучим финалом
пятой симфонии. Многие темы прелюдий и фуг носят ярко выраженный русский характер. Такова, например, тема фуги ре мажор, которую мы и рассмотрим подробнее.
Но вот в развертывании мелодии композитор затрагивает далекую от классического мажора область (см. переход от такта 12
к такту 13 - к бемольному звукоряду, начинающемуся с ми-бемоль).
Обогащение лада вносит ощущение свежести, новизны, современности. Начинается средняя часть (прелюдия написана в трехчастной
форме). Менуэтная мелодия теперь наверху, а арпеджированные
аккорды в нижнем регистре. Тема звучит нежно и задумчиво,
красиво модулируя в си минор. В репризе - она снова проходит
в басу в несколько измененном виде. Позвякивающие аккорды
замирают на звучании большой секунды.
Трехголосная Ф у г а начинается как бы с поисков темы.
Сначала «проба» одного повторяющегося звука (ля, в альтовом
голосе) и пауза. Затем звук ля опевается, к нему присоединяются
нижняя квинта ре и верхняя секунда си. Снова повтор и пауза.
И вот мелодия уже бежит, весело пританцовывая. По всем пра-
вилам следует тональный ответ в верхнем голосе. В среднем-
противосложение, которое сохраняет плясовый характер темы, звучит как при пев к основной мелодии:
Небольшая интермедия, и тема проходит несколько более важно и солидно в басу.
Закончилась экспозиция. Начинается разработочная часть фуги,
где тему ожидают различные «приключения». После семитактовой
интермедии (которая построена на отдельных мотивах темы) тема
два раза проходит в миноре - в си и фа-диез миноре, где она
становится более мягкой и трогательной. Потом возвращается еще
раз к главной тональности - ре мажор. Но тональное «путешествие» далее совершается в «чужие» края: тема проводится в
си-бемоль мажоре и фа мажоре - тональностях, далеких от классического ре мажора. А затем происходит неожиданность, не предусмотренная строгими законами контрапункта: тема вдруг «сбивается» с пути.
Новое происшествие: басовый голос три раза повторяет начало
темы (от звука ля), но никак не может сдвинуться дальше. В
следующем разделе фуги дается юмористическая. Не
успевает один голос произнести тему, как другой уже перебивает
его. И нигде тема не звучит точно. Впечатление такое, как
будто голоса вырвались на свободу, звенят, передразнивают друг
друга и нарочно запутывают фугу. Еще одно «путаное» прове-
дение - в си мажоре. Дело принимает даже драматический оборот,- а вдруг так и не удастся закончить фугу по всем правилам?
Но вот в басу на forte вступает степенно приплясывающая мелодия. Все в порядке. Тема вернулась к своему первоначальному об-
лику и тональности ре мажор (репризное проведение) . Солидная
«классическая» каденция заканчивает эту шутливую фугу, написанную с поразительным мастерством. Каждая мама хочет, чтобы ее малыш всегда спокойно спал в своей коляске. Ведь от этого зависит отличная прогулка Emaljunga Mondial Duo Combi из Швеции- это удобство и комфорт для вашего крохи. В ней есть все, что понадобится Вам и вашему малышу от рождения до трех лет.